Космос онлайн

НАСА отказывается покупать места на "Союзе"


Последний контракт на $490 миллионов, который американское агентство заключило с Роскосмосом, подразумевает покупку шести мест на пилотируемые полеты к/от МКС. Подписанный в прошлом году, договор обозначил конечную дату полетов – 2018 год на запуски и в 2019 году состоится последнее приземление. Простая арифметика говорит, что один билет на МКС стоит почти $82 миллиона.


Чтобы не тратить такие деньги, НАСА выбрала две компании – Boeing и SpaceX – чтобы первая за 4,2 млрд, а вторая за 2,6 млрд изготовили средства выведения и провели пилотируемые пуски с территории Америки до начала 2019 года. Boeing и SpaceX приступили к разработке новых коммерческих капсул, способных доставить минимум четырех астронавтов к/от орбитальной станции. Однако графики их работ все время переносятся, по большей части из-за технических проблем, а не из-за нехватки финансирования.


Что может произойти после 2019 года?


Пока, построенные в США, пилотируемые корабли не сертифицируют, астронавты будут летать и приземляться исключительно на российском "Союзе". НАСА может благополучно запускать астронавтов к МКС до 2019 года. В дальнейшем, представители НАСА говорят, что они не рассматривают вопрос о заключении контракта с Роскосмосом на дополнительные пуски. Последнее продление контракта произошло в августе 2015 года, чтобы российские изготовители могли подготовить экипаж и корабль для пуска в 2018 году.


То есть, требуется больше двух лет, чтобы произвести оборудование и собрать "Союз", поэтому Россия должна была получить новые заказы от НАСА уже этой осенью, чтобы гарантировать безопасный старт в начале 2019 года. И хотя обе стороны публично не обсуждали сроки нового соглашения, дата для его подписания может быть пройдена и уже очень скоро.


"У нас нет большого выбора. "Союз" – сложный носитель, и он не появляется за несколько дней. Требуется два года, чтобы его построить, поэтому наступает срок, когда к определенному моменту времени построить новый "Союз" будет невозможно. Мы работаем с нашими российскими коллегами и еще не пересекли черту, которая уже маячит на горизонте. Скорее всего, когда наступит новый 2017 год, мы пересечем точку, когда невозможно будет подготовить "Союз" к тому времени, когда наши последние полеты завершатся", – НАСА.


Решение о прекращении покупок мест на "Союзе" окажет большое давления на Boeing и SpaceX. Начало полетов частных кораблей намечалось на 2015 год, но Конгресс в течение нескольких лет не выделял финансирование, пока НАСА не доказало необходимость данной программы.


CST-100 Starliner, разрабатываемый Boeing, подготавливается к первому испытательному рейсу с тест-пилотом и астронавтом на август 2018-го, как было подтверждено на этой неделе. Это на 6 месяцев позже, чем предыдущий установленный срок. Если тестовый полет пройдет хорошо, Starliner может быть сертифицирован для первого эксплуатационного рейса в декабре 2018-го.


SpaceX утверждает, что Dragon-2 полетит с двумя летчиками-испытателями в конце 2017-го, но сейчас компания занимается расследованием второй аварии Falcon-9 – тот же самый тип стартового ускорителя, который будет запускать пилотируемый корабль. И хотя SpaceX говорит, что взрыв не повлияет на программу, не верится, что заключительные выводы о взрыве не окажут какого-либо влияния на компанию и все ее космические проекты.


SpaceX планирует три ключевых контрольных ориентира на следующий год: орбитальный полет без астронавтов, летный тест системы аварийного спасения и пилотируемый демонстрационный полет к МКС. Но все эксперты утверждают, что такое заявление крайне оптимистично, и оно требует безукоризненного выполнения работ, а также предполагает, что инженеры не обнаружат новых проблем во время многочисленных испытаниях, намеченных в следующие 12 месяцев. Если SpaceX удастся выдержать график, первый эксплуатационный полет Dragon-2 ожидается в начале 2018-го.


Чем занимаются сейчас обе компании?


Исключая макет, не предназначенного для полетов, четыре Starliner находятся на различных этапах производства и сборки. Каждый пригоден для 10 рейсов. Boeing завершает работы над первой капсулой. Вскоре инженеры объединят ее с сервисным модулем и проведут серию структурных испытаний.


Масс-габаритный макет собираются сбросить с высоты 12 км в ближайшие месяцы, чтобы отработать технологию развертывания парашюта. Таким образом начнется серия тестов, связанных с отработкой технологии приземления на воду и землю. Тесты завершаться приземлениями под парашютами на воздушную камеру, смягчающую удар о землю.


Boeing полагает, что аэродинамический вопрос, обнаруженный во время испытаний, уже решен. Корабль будет запускаться открытым без носовой части, придающей обтекаемую форму Atlas-5. Данные показали, что та форма капсулы, устанавливаемая сверху Atlas-5, может привести к большему давлению на разгонный блок "Кентавр" при прохождении носителем звукового барьера.


Инженеры планируют добавить обтекатель в хвостовую часть сервисного отсека CST-100, чтобы решить проблему. ULA провела три испытания в аэродинамической трубе за полгода, чтобы исследовать стабильность различных конфигураций и остановилась именно на таком решении. "Решение, которое мы выбрали, позволит создать гладкий воздушный поток вокруг носителя во время подъема, обеспечивая безопасность пилотируемого корабля и успех полета", – Boeing.


Эта конфигурация уникальна – металлическая сеточная "аэроюбка" предотвратит избыточное давление и отделится от ракеты еще до отхода первой ступени. "Аэроюбка", изготовление которой начнется в этом месяце, не помешает двигателям системы аварийного спасения благополучно включаться в случае неудачного запуска.


SpaceX недавно прошел заключительный контрольный ориентир, связанный с разработкой. Теперь компания переходит к производству, испытаниям и сертификации. Сейчас основное внимание будет сосредоточено на проверке функционирования системы жизнеобеспечения и тестировании парашютов – у пилотируемой версии Dragon их будет четыре, а не три, как на грузовой конфигурации.


Завершающий тест скафандра SpaceX, дизайн которого держится в секрете, намечен на конец этого года. Тогда руководитель отдела конструкторов лично наденет скафандр и испытает его в вакуумной камере. Известно, что скафандр изготовлен в ярко-оранжевом цвете, подобен тем, которые использовались на "Шаттлах", и в основном из стандартных материалов, за исключением шлема. Его фото будет опубликовано в ближайшее время.


Почти 80% комплекса Falcon-9/Dragon-2 разработано и построено самостоятельно SpaceX, за исключением парашютов. Первые корабли Dragon-2 будут приводняться в океане, но в дальнейшем планируется задействовать технологию приземления с помощью двигателей, и первая такая посадка намечена на реальной миссии грузового Dragon следующего поколения. Это произойдет в 2019 году.


Если Boeing и SpaceX приступят совместно к полетам, НАСА расширит присутствие на МКС от трех до четырех человек, сюда войдут представители Японии, Европы и Канады. Это даст астронавтам больше времени для научных исследований. В тоже время Россия временно сокращает число космонавтов на своем сегменте до двух в следующем году.


Начиная с 2019, когда Starliner, Dragon и "Союз" станут летать одновременно, НАСА и Роскосмос согласились отправлять на орбиту смешанные экипажи, т.е. российский космонавт будет присутствовать на CST-100 или Dragon, а американский станет одним из трех членов экипажа на каждом "Союзе".



Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Первая в России служба автоматической обработки и систематизации новостей. Сообщения ведущих российских и мировых СМИ. Обновление в режиме реального времени 24 часа в сутки.